05.08.09 Церковный историк отвергает версию о
насильственном Крещении Руси
Принятие православия на Руси было подготовлено за сто
с лишним лет до князя Владимира, и процесс этот был ненасильственным, заявил
заведующий кафедрой церковной истории МДА профессор Алексей Светозарский.
"Начну
с того, что все обвинения в насильственном крещении сводятся, по сути, к одному
эпизоду — крещению Новгорода. Сведения об этом содержатся только в Иоакимовской
летописи. Источник этот довольно поздний, датировка его затруднена, и у ряда
исследователей есть сомнения в его подлинности", — заявил профессор в
интервью журналу "Фома".
Согласно
этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню для того,
чтобы крестить Новгородскую землю. Тот встретил сопротивление, но тем не менее
своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили
себе крещение.
В летописи
также упоминается новгородская церковь Преображения Господня, вокруг которой
сложился христианский приход. "То есть получается, что еще до массового
крещения новгородцев в городе уже были христиане, были православные храмы. Так
что если вообще доверять Иоакимовской летописи, то приходится признать, что
проповедь православия не явилась для Новгорода чем-то совершенно новым,
поскольку там уже была почва для принятия новой веры", — заявил
А.Светозарский.
По его
словам, "за сто с лишним лет до князя Владимира, в IX веке, уже состоялось
так называемое первое Крещение Руси. То есть к концу X века на Руси уже жили
христиане, уже были церкви, христианское вероучение не воспринималось как
что-то абсолютно новое и чуждое. Особенно если говорить о южнорусских
землях". "Так что в целом русские люди крестились охотно. Не было ни
массовых выступлений, ни какой-то подпольной борьбы", — отметил историк.
Еще одна
причина, по которой наши предки легко приняли крещение, заключается в том, что
славянское язычество было "неконкурентоспособно". Типологически оно,
по мнению А.Светозарского, было близко к скандинавскому, но находилось только в
начале своего становления — не было ни священных книг, ни оформившегося культа.
Тем не
менее, продолжил профессор, нельзя сказать, что с появлением христианства
язычество безвозвратно ушло. Пресловутая "народная культура",
существовавшая на протяжении многих веков параллельно с христианством, впитала
в себя множество языческих элементов. Даже в нынешнее время эти языческие
элементы порой проявляются.
Другой
причиной, по которой христианство на Руси не встретило активного сопротивления,
было то, что "богослужение велось на понятном народу языке — в отличие от
латинского обряда в Польше и Поморье".
Комментариев нет:
Отправить комментарий