РЕДАКЦИЯ "РИТУАЛЬНО-ДУХОВНОГО" ЖУРНАЛА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: НЕ ГРЫЗИТЕ СЕМЕЧКИ ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН
Наверное, мало кому из рядовых читателей попадался в руки небольшой "ритуально-духовный" журнал "Ковчег". Да и понятно, ведь издается он неординарной организацией — Всеукраинской ассоциацией работников похоронных организаций — и печатает материалы специфической тематики.
Помимо прочих рубрик, в журнале есть такой раздел, как "Вера", в которой авторы пытаются осветить для членов ассоциации непростые вопросы религиозного, церковного и нравственного характера. Например, в одном из номеров издания в вышеупомянутой рубрике помещено интервью с благочинным Мариупольского округа протоиереем Николаем, в котором обсуждается отношение к смерти у православных христиан. Также можно в рубрике "Вера" найти статьи, посвященные описанию православного обряда погребения, цитаты из Священного Писания, касающиеся тех или иных вопросов. В одном из номеров даже есть обозрение под громким названием "Православная Церковь в Украине: история, проблемы, перспективы" (всего, правда, на двух листках).
Но наряду с разъяснительными и информационными материалами на церковную тематику, в "Ковчеге" можно вдруг наткнуться на якобы "православное" руководство "как правильно проводить человека в последний путь". Сначала — все правильно. Читаем: "Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания... В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери... Можно окропить умирающего святой водой", и так далее. Но вот среди благочестивых и соответствующих церковным представлениям обычаев, вдруг встречаем нечто новое и неожиданное.
Например, такие жутковатые наставления: "Не часто, но все-таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило (! — ред.), быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть". Или такое вот правило: "Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их" (интересно, почему?).
Далее следуют лишь приправленные православной атрибутикой совсем уж языческие поверья: не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения вырастут опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и другие непонятные церемонии. В этих доходящих иногда до абсурда рекомендациях, в конце концов, можно наткнуться и на совсем уж нелепые вещи: "Во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы". Как-то с трудом представляется человек, которому придет в голову грызть на похоронах семечки.
Хотелось бы, чтобы в будущем издатели журнала старались не смешивать церковные христианские традиции с языческими суевериями.
Православие в Украине
Наверное, мало кому из рядовых читателей попадался в руки небольшой "ритуально-духовный" журнал "Ковчег". Да и понятно, ведь издается он неординарной организацией — Всеукраинской ассоциацией работников похоронных организаций — и печатает материалы специфической тематики.
Помимо прочих рубрик, в журнале есть такой раздел, как "Вера", в которой авторы пытаются осветить для членов ассоциации непростые вопросы религиозного, церковного и нравственного характера. Например, в одном из номеров издания в вышеупомянутой рубрике помещено интервью с благочинным Мариупольского округа протоиереем Николаем, в котором обсуждается отношение к смерти у православных христиан. Также можно в рубрике "Вера" найти статьи, посвященные описанию православного обряда погребения, цитаты из Священного Писания, касающиеся тех или иных вопросов. В одном из номеров даже есть обозрение под громким названием "Православная Церковь в Украине: история, проблемы, перспективы" (всего, правда, на двух листках).
Но наряду с разъяснительными и информационными материалами на церковную тематику, в "Ковчеге" можно вдруг наткнуться на якобы "православное" руководство "как правильно проводить человека в последний путь". Сначала — все правильно. Читаем: "Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания... В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери... Можно окропить умирающего святой водой", и так далее. Но вот среди благочестивых и соответствующих церковным представлениям обычаев, вдруг встречаем нечто новое и неожиданное.
Например, такие жутковатые наставления: "Не часто, но все-таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило (! — ред.), быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть". Или такое вот правило: "Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их" (интересно, почему?).
Далее следуют лишь приправленные православной атрибутикой совсем уж языческие поверья: не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения вырастут опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и другие непонятные церемонии. В этих доходящих иногда до абсурда рекомендациях, в конце концов, можно наткнуться и на совсем уж нелепые вещи: "Во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы". Как-то с трудом представляется человек, которому придет в голову грызть на похоронах семечки.
Хотелось бы, чтобы в будущем издатели журнала старались не смешивать церковные христианские традиции с языческими суевериями.
Православие в Украине
Комментариев нет:
Отправить комментарий