25.06.12 Принц Чарльз живо интересуется Православием, но перейти в него не может
Принц Уэльский Чарльз питает давний и искренний интерес к Православию. Однако, в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской Церкви едва ли может сменить вероисповедание. К этому сводилась суть ответа, данного одним из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) на вопрос об отношении дома Виндзоров к православию на встрече с прихожанами собора святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне.Один из собравшихся обратил внимание на то, что в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза — принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Этим и был продиктован вопрос.
"Действительно, там вывешены работы русского иконописца", — сказал митрополит Каллист, имея в виду Сергея Федорова. "Я нахожу это существенным", — добавил он, пояснив, что знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а "дом молитвы". И иконы, по его убеждению, "лучше всего создают должную атмосферу" и становятся для многих "окном", через которое люди открывают для себя православие.
Перейдя к сути вопроса, владыка прежде всего подчеркнул, что "сама королева Елизавета — вне всякого сомнения глубоко и искренне верующая христианка". "В своих последних выступлениях, последние год-два, она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере", — добавил он.
Православный иерарх, англичанин по национальности, напомнил, что церемония коронации в Великобритании сопровождается обрядом помазания, сохранившимся не везде. "И я уверен, что сама королева Елизавета очень серьезно относится к тому, что она — христианская государыня", — указал он.
Митрополит также подчеркнул, что британская корона — символ единства страны. "Конечно, и американское президентство может служить таким символом, но так бывает не всегда, поскольку кандидатов в президенты выдвигают конкретные партии", — пояснил он. По его убеждению, наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды; в этом контексте он поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.
Владыка далее напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. "Когда мы с ним встречались, он говорил: "Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным, но при этом я теперь и англиканин", — сказал митрополит под дружный смех собравшихся. "Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески", — признался он.
"Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, — продолжал оратор. — Он много раз совершал паломничества на Святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения (по образу правления Великобритания — конституционная монархия, хотя формально единого основного закона там нет — ред.). Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст".
Владыка Каллист — сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. Его спрашивали о перспективах сближения между двумя Церквами, но он повторил свою известную точку зрения о том, что это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Как он напомнил, наряду с консервативной и очень близкой к православию "высокой церковью" там есть и "евангелические и крайне либеральные" направления, "представить себе единство" с которыми для православных "никак невозможно". При всем том митрополит — "за продолжение диалога", пусть и без надежды на "немедленное достижение практических результатов".
ИТАР-ТАСС
Комментариев нет:
Отправить комментарий