ГДЕ ЖЕ НОВЫЙ ХМЕЛЬ?
В эти дни Украина подводит итоги десятилетия независимости. Много сказано громких слов, заявлений, обещаний. Много эйфории. Со всех СМИ щедро изливаются потоки красноречия на мельницу национального тщеславия. Отовсюду только и слышно: "незалежність", "національна свідомість", "єдиний Європейський простір" и т.п.
Чего больше в этих словах, — правды или лицемерия с лукавством? Где она, эта независимость? От кого? От России? А от всего остального мира? Ведь, если прямо и честно, — не успев вдохнуть и глотка долгожданной свободы, наша страна, сразу же, и прочно, увязла в мировых сетях "единого Европейского дома" и МВФ.
При этом Большая Европа, даже играет с нами в "кошки-мышки". Дескать, они бы и рады нас хоть сейчас принять (и когда это наш народ к ним просился?), да вот мы, такие нехорошие, не все их требования выполняем. У нас и законы плохие, и свободы (им у нас хозяйничать) маловато. И землю мы им не продаём... Нам вкрадчиво, но настойчиво твердят, что это единственно правильный путь и иного нет. Разве не это же твердили о коммунизме 100 лет назад идеологи большевизма?
Для рядового взрослого гражданина Украины, если только он не оболванен вконец пропагандой, ясно — разорвав важнейшие экономические связи, мы потеряли надежду на относительную стабильность и уверенность в завтрашнем дне на неопределённое время. Я не говорю, что в России всё хорошо, но вот Беларусь, при национальной самостоятельности, сумела сохранить экономические связи с Россией и у неё стабильная экономика. А наша "єврократія", дыша ненавистью к России, продаёт за гроши общенародное достояние и наши природные богатства Западу.
Для христиан же вопрос стоит более серьёзно. Взамен за малую свободу (возможность строить храмы и молиться в них) демократы с нас потребовали слишком дорогую цену — отдать многострадальную землю нашу на поругание папе и иезуитам, сектантам, гуру, шаманам, ведьмам, извращенцам и проходимцам всех мастей.
Именно этими "загальнолюдськими цінностями" одарили нас "гуманнейшие" Европа с Америкой. Очень щедрая "благотворительность": "на тобі, небоже, що мені не гоже".
Сейчас многим интересующимся людям (и не только христианам) стало понятно, что на развалинах некогда христианской Европы давно царят языческие "свобода" и "вседозволенность". И изменений к лучшему пока не наблюдается.
Нет. С ними православным не по пути. У нас дорога узкая, а у них широкая. У них заботы телесные и душевные, а у нас — духовные. А телесное, ох, как не прочно. Недавняя катастрофа с "гордостью и символом" Нью-Йорка и Пентагона это более чем убедительно показала.
Так неужели снова ринемся на строительство Вавилонской башни, но уже в центре Европы?
ЛИЦОМ К ИСТОРИИ
А вопрос, с кем быть — с католической Польшей, мусульманской Турцией или христианской Россией — у нас однажды решался, и в такой форме, от которой нам так просто отмахнуться нельзя.
В 1654, в Переяславе, не просто был заключён договор о дружбе и воссоединении с Россией. Тогда наш народ, в лице лучших своих представителей от всех городов и селений, от войска Запорожского, от ремесленных цехов и купечества приносили присягу перед крестом Христовым и целовали его, на верность царю и народу Русскому на вечные времена!
Господь наш Иисус Христос, зная человеческое непостоянство, не заповедал ученикам приносить клятвы. Однако, Сам был верным даже до смерти крестной. А мы? В начале ХХ века наш народ, за исключением немногих, от Христа отказался, а в конце — от заветов праотцев. Вот что говорит об этом св. Игнатий Брянчанинов: "Самым тяжким грехом против правды является нарушение клятвы — обещания, сделанного перед лицом святыни — креста и Евангелия.
Страшно бывает наказание от Бога за этот грех и иногда падает не только на самого клятвопреступника, но даже и на его потомков". "Неверный в малом — в большом неверен". Так Господь определил, а мы лишний раз подтвердили справедливость Его слов.
Таким образом, в 1991 году, мы не просто проголосовали за независимость, но ещё и стали клятвопреступниками перед Богом, уподобившись неверному еврейскому народу, много раз предававшего своего Творца.
Мне могут возразить, мол, русские устроили у нас репрессии и голодомор. А может не стоит извращать факты? Ведь сейчас уже известны имена наших палачей. У большинства из них только псевдонимы русские. Может русские и в ГУЛАГе не томились, или наши "патриоты" не знают настоящих фамилий начальников большинства лагерей?
Кроме того — по религии, культуре, традициям и языку — кто нам ближе? Неужели англичане, да французы с немцами?
Так может пришла пора осознать правду, раскаяться и примириться с Богом и народом русским (я не призываю здесь к немедленному соединению, а просто, хотя бы перестать Россию считать нашим недругом №1). И тогда Сам Господь управит "пути народа своего" и даст "мужа по сердцу своему" в правители нам; такого, который не попустит повторения папа-шоу на земле, щедро политой кровью православных предков наших в борьбе против засилья и зверств католиков с униатами, не даст заокеанским миссионерам-дельцам обольщать и грабить крещёных братьев и сестёр наших, не даст колдунам и прочим слугам преисподней править шабаш на Земле Святорусской.
Новые "патриоты" наши всячески приуменьшают и извращают значение Переяславской Рады. Произнося с высоких трибун слова о любви к Украине, её языку, культуре и истории, они фактически, попирают всё, что дорого было предкам нашим. Они предают и главное сокровище народа нашего — Веру Правую, последовательно, с завидной настойчивостью готовя новую унию с раскольниками, самосвятами и греко-католиками (униатами). Возникает естественный вопрос, какие же они патриоты? Они говорят: "Мы клятвы не давали". Ну тогда не надо себя считать потомками славных казаков!
Удивляет и поражает тот факт, что природных украинцев, родившихся и выросших на этой земле, дорожащих её религией, культурой, историей и любящих свой народ, принадлежащих к канонической Украинской Православной Церкви (ибо они справедливо считают, что Христа и его Апостолов следует больше слушаться, чем УНА-УНСО), почему-то упорно называют "москалями". Ну, в таком случае, Шевченко ещё больший "москаль". Ведь он не только принадлежал к Русской Церкви, молился на церковно-славянском, но и целые поэмы написал на "москальском" языке, кроме того, мечтал о союзе всех славянских государств. И как он только посмел? Видно, не учёл, бедный, что его потомки будут "українськіші", чем он.
Неужели мы мудрее предков наших? Какими они были? Какова была их вера? История оставила всему этому множество фактов и свидетельств. Вот одно из них.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
В 1654, судьбоносном году, Антиохийский патриарх Макарий был проездом на Украине, направляясь к царю Московскому Алексию Михайловичу. Его сын, архидиакон Павел Алепский, вёл подробный дневник этого путешествия, который позже лёг в основу книги "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию".
В 1997 году Киево-Печерская Лавра издала отдельной книгой главы, касающиеся Украины.
Для начала, несколько слов об авторе. Мать архидиакона Павла умерла при родах. Отец воспитывал сына, потом принял монашество и был посвящён в сан патриарха Антиохийского. Павел с раннего детства неотлучно находился при отце.
Сама кафедра Антиохийская именовалась, с давних времён, престолом ап. Петра, и находилась, ко времени повествования, в сирийском городе Дамаске.
Когда патриарх Макарий вынужден был, по стеснённым обстоятельствам своей патриархии, отправиться за сбором пожертвований в христианские страны, сын поехал с ним.
Хочу привести ряд мест из этой замечательной книги, ставшей своеобразной летописью истории Украины времён Богдана Хмельницкого.
"...Вся эта страна, называемая Малой Россией (именно так представились наши предки — казаки патриарху и его спутникам) с давних пор и по настоящее время управлялась своими государями... Жители её в правление Василия Македонянина (здесь автор путает Василия Македонянина (ІХв.) с императором Василием, братом царя Константина, при которых (в Хв.) крестился князь Владимир — ф.) были обращены, через него, в христианство. Государем их в то время был Владимир, а столицей — Киев", — так пишет автор в начале повествования.
Путники, перед прибытием на Украину, проехали несколько христианских стран, в частности Валахию и Молдавию. Но именно наша земля больше всего поразила их сердца.
"... Мы переправились на судах через реку Нистрос (Днестр). Высадившись на берег, мы подняли деревянный крест, заказанный нами в Молдавии, на высоком, красном шесте, его нёс один из священников, по принятому в земле казаков обычаю, здесь только перед патриархом носят крест на шесте...".
"На встречу ему (патриарху) вышли тысячи народа, в несметном множестве, (Бог да благословит и умножит их!). То были жители города Рашков... Все пали ниц перед патриархом и стояли на камнях до тех пор, пока не ввели его в церковь. В городе никого не осталось, даже малых детей, все выходили ему навстречу. Нас поместили в доме одного архонта (знатного человека)..."
И так было во время всего путешествия от пограничного Рашкова до российского Путивля. В каждом городе люди ждали владыку и выходили ему на встречу, все до одного.
УСЕРДИЕ К ВЕРЕ
Будучи людьми церковными, путники много места в своём повествовании уделили описанию обычаев церковных; убранству церквей и монастырей, описанию служб, хотя и не обошли вниманием, практически всех сторон жизни наших предков.
"...Накануне четвертого воскресенья по Пятидесятнице мы отстояли у них вечерню, также утреню поутру, а затем обедню, затянувшуюся до полудня. Тут-то впервые мы вступили в топи и борения, и настало для нас время пота и труда, ибо во всех казацких церквах, до земли московитов вовсе нет стасидий (сидений) даже для архиереев. Представь себе читатель: они стоят, как камни, беспрестанно кладут земные поклоны все вместе как бы из одних уст, поют молитвы, и всего удивительнее, что во всем этом принимают участие и малые дети. Усердие их к вере приводило нас в изумление... Но ничто так не удивляло нас, как красота маленьких мальчиков и их пение, исполняемое от всего сердца, в гармонии со старшими.."
"...Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и детей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами.
В течение всего года, по вечерам, начиная с заката солнца, эти сироты ходят по домам, просить милостыни, поя хором гимны Пресвятой Деве..."
"Число грамотных особенно увеличилось со времени появления Хмеля (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти миллионы бесчисленных православных от ига врагов веры проклятых ляхов. А почему я называю их проклятыми? Потому, что они выказали себя гнуснее и злее, чем лживые идолопоклонники, мучая своих христиан, думая этим уничтожить само имя православных..."
"...Они не довольствовались харчем и десятиной с братьев Христа, которых они держали в рабстве, а отдавали их во власть врагов Христа, жестоких евреев... Они не только препятствовали строить храмы и удаляли священников, знающих тайны веры, но даже совершали насилия над их благочестивыми женами и дочерьми. Бог, видя их надменность, коварство и жестокость к их братьям христианам, послал на них своего верного служителя и раба Хмеля..."
ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ С ПОЛЬШЕЙ
Узнав из первых уст подробности войны Украины и Польши, автор пишет: "...Завоевав эти страны, ляхи, по непомерной своей гордости, не захотели поставить им царя, который бы властвовал над ними, но каждый из них, завоевав и покорив какую-либо землю (область), становился её правителем и так шло от отцов и дедов, до сего времени. Над собой они поставили чужестранца и назвали его "кралем", то есть большим баем, назначив ему земли для прокормления. Положение его таково, что он не может вершить никаких дел, ни важных, ни малых, кроме как по их совету и приказу. Когда захотят смещают его и ставят другого по своей воле, но не из своего народа, а чужестранца, дабы он не мог утвердить у них свой род..."
"...Всё это происходит от их заносчивости и гордости, ибо нет на всей земле народа равного им по гордости, надменности и высокомерию..."
"...Покорив всю землю казаков... ляхи стали обращать 40000 казаков в (регулярное) войско, дабы они стерегли их от татар. Однако, дошло до того, что совершенно отменили это постановление, дабы не оставить у казаков силы. Затем они всё увеличивали своё тиранство, и наконец казаки должны были слушать обращённые к ним речи священников-иезуитов..., которые стремились всех (православных) искоренить и сделать, подобно им франками, последователями папы. Сорок лет тому назад они дошли до того, что разрушили все их церкви и прекратили у них священство, и довели своё безобразие и тиранство до такой степени, что сожгли митрополита земли казаков вместе с одиннадцатью епископами и священниками, изжарив их в огне на железных прутьях, думая этим устрашить и запугать казаков, — нечестие и ужасы, каких не совершали в своё время идолопоклонники..."
Ничего не скажешь, большевикам было у кого поучиться.
А разве современные католики и униаты намного толерантнее? Разве не они в 20-30 годах ХХ века, в Польше, уничтожили почти все православные храмы, а в 90-х годах — три православные епархии на Западной Украине?
Далее автор пишет:
"...Когда Зиновий, которого краль ляхов назвал Хмелем, явился и возымел ревность к вере, но поскольку не имел ни силы, ни помощника, ни опоры, то сначала послал просить Василия, господаря молдавского, и Матвея, господаря Валашского, помочь ему во имя веры, они отплатили ему злом, ибо Василий отослал его собственное письмо к своим друзьям ляхам в доказательство верности своей дружбы и вражды к ним Хмеля, а Матвей немедленно отправил к своим друзьям туркам известие о содержании его письма. Хмель, обманувшись в своих надеждах на обоих, неоднократно посылал просить помощи у царя московского Алексия, но последний не захотел внять его просьбе, ибо Хмель был бунтовщиком. Так водится у всех царей.
Когда его надежды на всех рухнули, Творец устроил его дело удивительным образом. Именно, его друг краль условился с ним втайне, что Хмель поднимет восстание, а он, краль, будет помогать ему войском, дабы истребить всех вельмож ляшской земли и ему сделаться государем самодержавным, править самому, а не быть управляемым ими..."
"...Что же сделал Хмель? Взяв с собой своего сына Тимофея он, лет восемь тому назад отправился к казакам, живущим на острове (т.е. к запорожцам) и сговорился с ними...
Так как все подданные были казаки, страдавшие под гнётом тирании и рабства, то они восстали вместе с Хмелем и захватили множество городов. У Хмеля стало до пяти тысяч человек. К нему присоединились много тысяч татар, когда они увидели большую добычу..."
Предводители (коронные гетманы) поляков Вишневецкий, Потоцкий, Калиновский и Комиссари не имели между собой единства и воевали против казаков каждый на своей территории. Это было очень наруку казакам, т.к. против объединённой польской армии им было бы очень не просто воевать.
Вот фрагмент одного из моментов этой войны: "...Рассказывают, что ляхи обчистили все свои жилища и отправились на войну с Хмелем. Раскинув табор и палатки, они вели себя так, как будто вышли на весёлую прогулку, послав сказать Хмелю: "вот мы вышли к тебе навстречу с своими жёнами и детьми и всей пышностью, золотом, серебром, экипажами... мы все стали перед тобой, пожалуй к нам и забери сундуки с золотом: вот они все тут..""
"Бог видя их гордыню и тщеславие внушил Хмелю хитрость, которую он и привёл в исполнение. Именно, в одну ночь казаки отправились туда, где паслись польские кони и, перебив слуг, захватили всех лошадей. Затем удалились и наделали знамён по числу своих коней, т.е. у каждого всадника в руке было по знамени, а всего до 6000..., и ещё до 50000 маленьких барабанчиков. Так они пошли и напали на врагов при утреней заре, когда те спали, считая себя в безопасности! Казаки крикнули среди них и забили во все барабаны; ляхи проснулись, увидели, что со всех сторон их окружают знамёна, бросились искать коней, но слуги сообщили им о случившемся. Тогда они потеряли всякую надежду на спасение и гнев Божий постиг их, ибо они стали избивать друг друга. А их предводитель спрятался под навозную кучу...
Таким образом, казаки завладели всей страной и возвратили её себе, искоренив в ней весь род ляхов, армян и евреев, и Хмель по отношению к ним проявил такие примеры храбрости и воинской хитрости, каких никто не совершал, кроме него..."
ИМЯ ЕГО ХМЕЛЬ
С особой симпатией изображает автор гетмана Богдана Хмельницкого:
"...Имя его Хмель. Какое это прекрасное имя: ловкий! Сами ляхи назвали его Хмелем. Они применили к нему это прозвище по имени растения, которое у них произрастает... Зимой оно обыкновенно засыхает и служит топливом, а когда наступает весна на Пасхе, оно даёт росток и поднимается. Поэтому они и сравнили с ним Хмеля, ибо во время поста (Великого) он прекращает войну и слагает меч и ведёт мирную жизнь у себя дома".
Как тут не вспомнить современных "лицарів" Америки, бросавших бомбы на маленькую Сербию с надписями: "Поздравляем с Пасхой!". Но у них оказывается были "достойные" предшественники. Вот, что об этом пишет архидиакон Павел: "Смотри же, что сделали эти негодяи, не имеющие над собою главы. В нынешнем (1654г.) на Пасхе, именно в ночи на великую пятницу, субботу света и Пасху, они пришли и напали неожиданно на 70-80 базаров в стране казаков, зная, что жители их в эти дни заняты молитвами в своих церквах, и что казаки никогда не берутся за оружие в Великий пост... При этом нападении они избили мечём всех, кого застигли, даже грудных младенцев, распарывали животы у беременных женщин и убежали..."
Услыхав об этом, Хмель послал за ними войско, но их не настигли, а разбили их арьергард, который был весь истреблён вместе с одним иезуитом их подстрекавшим.
Пылающим любовью к папе и католикам не мешало бы хоть в общих чертах ознакомиться с историей этой организации ("Церковью Христовой", после ознакомления с историей, как-то и язык не поворачивается их назвать). Думается, что пыл этой любви и у них очень быстро остыл бы.
Автор продолжает:
"Рассказывают, что царь (Алексий Михайлович) узнав об этом, чрезвычайно разгневался и снарядился в поход против ляхов, ибо кровь мучеников ими убиенных, смешалась с кровью Христа, их Господа, накануне Его честного распятия, вопила об них к Богу".
А вот как описывает архидиакон Павел встречу Богдана Хмельницкого с патриархом Макарием:
"...Мы приближались к большому городу по имени Богуслав. Все шестеро священников города в это время уже ожидали нас..., с войсками было знамя христолюбивого воинственного гетмана Зиновия из чёрной и жёлтой материи полосами с водружённым на нём крестом..." (что-то у наших державных мужей креста и близко не видать).
"...Что касается Хмеля, то он со своими полками стоял вне этого города. Ему прислали известие о нашем приезде... Он подъехал от городских ворот с большой свитой, среди которой никто не смог бы его узнать: все были в красивой одежде с дорогим оружием, а он был одет в простое короткое платье и носил малоценное оружие.
Увидев нашего патриарха издали, он сошёл с коня, что сделали и другие, бывшие с ним, подошёл к нему, поклонился и, дважды поцеловал край его одежды, приложился к кресту и облобызал его правую руку, а наш владыка патриарх поцеловал его в голову... Он тотчас взял под руку нашего владыку патриарха и пошёл с ним шаг за шагом, пока не ввёл его внутрь крепости, при чём плакал... О, читатель! Ты мог бы быть свидетелем разумности его речей, его кротости, покорности, смирения и слёз, ибо он был весьма рад нашему владыке, чрезвычайно его полюбил и говорил: "благодарю Бога, удостоившего меня перед смертью свиданием с твоей святостью". Он много разговаривал с ним о разных предметах и всё, о чём его просил наш патриарх покорно исполнил".
"...Все они (казаки) по их обычаю с бритыми бородами. Таково значение имени "казак", то есть имеющий бритую бороду и щеголяющий усами...
Они все и он (Хмель), от праздника Пасхи до великого заговения обитают в степях в разлуке с жёнами и детьми в целомудрии и совершенной чистоте. В таком положении они находятся из года в год, до сих пор, вот уже восемь лет.
Какой это благословенный народ! Как он многочисленен. Какая (строго) православная вера! Как она велика!..."
История союза Украины с Россией в книге излагается кратко:
"...Когда ляхи, под конец, убедились, что бессильны сладить с Хмелем, то заключили с ним дружеский договор, с целью обмануть его и отравить; но не смогли. Пробовали всякие ухищрения, чтобы умертвить его, но тщетно, ибо Бог был с ним.
Они убили его друга краля, а вместо него поставили его сына..."
"...Когда татары увлеклись жадностью (были подкуплены поляками и совершили предательство, под Берестечком), последний (Хмельницкий) изъявил свою покорность царю московскому. Наконец дело было слажено при посредстве патриарха и по причине ревности москвитов к православной вере..."
БЛАГОДАТНЫЙ КРАЙ
По восточному красочно и с большим мастерством описывает автор землю, быт и обычаи казаков.
"...Каждый город имеет до 40, 50 и более тысяч душ, но дети многочисленнее травы и все умеют читать. Вдов и сирот множество, их мужья были убиты в беспрерывных войнах. Но у них есть хороший обычай: они женят детей юными и по этой причине они многочисленнее звезд и песка морского... Ты увидишь, читатель, в доме каждого человека по десяти и больше детей с белыми волосами; за большую белизну мы называли их "старцами". Они погодки и идут лесенкой один за другим.
...Вблизи каждого города или селения непременно бывает большой пруд (или несколько, расположенных цепочкой) он имеет деревянную плотину..., под ней текут потоки, которые вертят мельницы, так, что жители имеют вместе и воду, и рыбу, и мельницы и ни в чём не нуждаются... Приспособления употребляемые ими для вращения мельниц, изумительные, ибо мы видели мельницу, которая приводилась в движение горстью воды.
Ничто так не удивляло нас, как изобилие у них запасов и птиц, именно кур, гусей, уток, индюшек, которые во множестве гуляют по полям и лесам... Они кладут свои яйца в скрытых местах, потому что некому их искать по причине множества. В этой стране не знают ни хорьков, ни орлов, ни пресмыкающихся, а если изредка и попадаются змеи, то они безвредны.
Нет у них ни воров, ни грабителей..."
Вот бы нам так пожить!
"Что касается их домашних животных и скота, то ты увидишь, читатель, в доме каждого хозяина до десяти видов животных..."
"Что касается их разнородных посевов, то они удивительны и многочисленны, и бывают всевозможных видов..."
Автор продолжает:
"Нам случалось посещать величественные церкви, зимние и летние, с многочисленными сердце веселящими стеклянными окнами, все они выстроены недавно, со времени появления гетмана Зиновия Хмеля (да продлит Господь жизнь его!)..."
"...Имена у казаков мужчин и женщин, все даются в честь самых уважаемых святых".
В этой книге так много интересных и поучительных мест, что не предоставляется в данной статье возможности все их привести. Приходится выбирать лишь отдельные.
КИЕВСКИЕ СВЯТЫНИ
Хочу предложить небольшие фрагменты, касающиеся Киевских святынь.
"Нас поместили в подворье монастыря Бажарска (Печерского), то есть монастыря в честь Успения Богородицы... Имя его знаменито во всём мире, он — слава земли казаков..."
"Знай, что вокруг этого монастыря есть двадцать три церкви, в коих служат монахи, из них те, которые находятся среди садов, назначены для мирян" (главная из них называется великой и посвящается Успению Богородицы).
Что касается монахов:
"...Они предстают перед твоим взором, читатель, очень ласковыми, опрятными, с ясными лицами, одеты всегда в шерстяные мантии, кротки, тихи, крайне воздержаны и целомудренны. У каждого в руках чётки. Что касается пищи, то они едят только раз в сутки. Из кельи в церковь, вот в чём проходит вся их жизнь..."
О посещении пещер:
"...У нас было с собой много свечей. Мы осматривали многочисленные помещения — узкие убогие келии и места, где почивает большое число отцов и владык: они до сих пор остаются в своих гробах, отшельнических одеяниях, в железных узких поясах и мантиях — всё в том же виде со времени (их кончины) доселе, как сказано о них: "дивен Бог во святых своих, и все хотения Его в них"...
Наши умы были поражены этими необычными вещами, ибо каким образом тела их, подобные нашим, доселе остаются нетленными, не распавшимися, в своём природном виде? Их бороды и русые волосы на голове держатся крепко и прекрасны, несмотря на то, что они постоянно находятся в этой мрачной пещере, но светлой от их пребывания в ней... Мы помолились и приложились к отдельным главам, из коих источается миро, они желты, как золото, и лежат в стеклянных сосудах..."
"...Мы нашли у архимандрита Печерского монастыря древние грамоты прежних патриархов константинопольских; содержание их в том, что монастырь независим".
"...Среди настоятелей монастырей (Киева) есть люди учёные, законоведы, ораторы, знающие логику и философию, и занимающиеся глубокими вопросами. Но они не называют Константинопольского патриарха вселенским, а только архиепископом. Касательно этого у них много исследований и обильных свидетельств, так, что они привели нас в большое удивление. Как они, так и вся эта страна, до Московии твёрдо веруют, что патриарх Антиохийский есть обладатель власти вязать и решать и что он древнейший всех патриархов..."
Автор также приводит любопытные исследования одного французского философа, лютеранского вероисповедания (хранящиеся в этом монастыре): "четыре патриарха и пятый папа стали таковыми со времени апостола Петра и прочих апостолов и со времён вселенских соборов. Как известно они оставались долгое время в единении правой веры; напоследок папа отделился от них, т.е. отделился (как член) от тела, или как палец от длани. Итак, подобает повиноваться четырём, но не сему".
И почему современные протестанты, считающие себя последователями Лютера, так не думают?
Далее тот же философ продолжает: "Если папа изъявляет притязания на то, что он наследник ап. Петра, то это более приличествует патриарху Антиохийскому, потому, что ап. Петр в ней сделался патриархом и пользовался великим уважением, в Риме же он был распят".
О храме св. Софии в книге есть следующие строки: "она построена наподобие великой церкви св. Софии в Константинополе. Рассказывали, что татары в древнее время её разрушили и сожгли и она оставалась разрушенной около ста лет (потом она была отстроена в прежнем великолепии, в церкви было до 70 алтарей и прекрасные мозаические фрески)...
...Потом гуньяты (униаты, т.е. греко-католики), русские последователи папы снова разрушили её. Они выломали все плиты её пола и поместили в своих церквях.
Когда её разрушили упомянутые ляхи, она оставалась в развалинах около 70 лет, пока не появился вечной памяти Петр, по прозванию Могила, брат Моисея, господаря Молдавии. Сделавшись митрополитом стран русских, он постарался по силе возможности реставрировать её и привести её в теперешний вид. Бог да помилует его".
А вот и об иезуитах:
"Иезуиты не довольствовались тем, что уже имели ляхи, но хотели уничтожить весь род казаков, отнять Печерский монастырь и св. Софию (интересное совпадение, что и Иоанн Павел ІІ именно в эти святыни так стремился, а в св. Софии даже намеревался служить — Ф.)".
"...О неверные! О, враги истинной веры. Вы ставить врагов веры господами над христианами, дабы угнетая их насильно перетянуть к своей вере.
Почему вы не проповедуете безбожным евреям и не крестите их в свою веру. Вы принуждаете казаков, кои суть христиане, к молитве с вами, в ваших церквях.
Но апостолы в древности проповедовали только народам "заблудшим и неверным и израильтянам..."".
Как всё это знакомо. Воистину прав Экклезиаст: "Нет ничего нового под солнцем". Только методы стали более изощрёнными. Снова у нас хозяйничают иноверцы, снова проповедует папа с иезуитами, снова лестью заманивают на совместные молитвы. А где же новый Хмель?
Укрепи, Господи, нас и соотечественников наших в стоянии за правду Христову, не дай прельститься подачками новых "народолюбцев", не дай устрашиться перед лицом всемирной апостасии, а сохрани малое стадо своё, на земле нашей, до скончания века. Аминь.
р.Б. Фотиния, г. Винница
В эти дни Украина подводит итоги десятилетия независимости. Много сказано громких слов, заявлений, обещаний. Много эйфории. Со всех СМИ щедро изливаются потоки красноречия на мельницу национального тщеславия. Отовсюду только и слышно: "незалежність", "національна свідомість", "єдиний Європейський простір" и т.п.
Чего больше в этих словах, — правды или лицемерия с лукавством? Где она, эта независимость? От кого? От России? А от всего остального мира? Ведь, если прямо и честно, — не успев вдохнуть и глотка долгожданной свободы, наша страна, сразу же, и прочно, увязла в мировых сетях "единого Европейского дома" и МВФ.
При этом Большая Европа, даже играет с нами в "кошки-мышки". Дескать, они бы и рады нас хоть сейчас принять (и когда это наш народ к ним просился?), да вот мы, такие нехорошие, не все их требования выполняем. У нас и законы плохие, и свободы (им у нас хозяйничать) маловато. И землю мы им не продаём... Нам вкрадчиво, но настойчиво твердят, что это единственно правильный путь и иного нет. Разве не это же твердили о коммунизме 100 лет назад идеологи большевизма?
Для рядового взрослого гражданина Украины, если только он не оболванен вконец пропагандой, ясно — разорвав важнейшие экономические связи, мы потеряли надежду на относительную стабильность и уверенность в завтрашнем дне на неопределённое время. Я не говорю, что в России всё хорошо, но вот Беларусь, при национальной самостоятельности, сумела сохранить экономические связи с Россией и у неё стабильная экономика. А наша "єврократія", дыша ненавистью к России, продаёт за гроши общенародное достояние и наши природные богатства Западу.
Для христиан же вопрос стоит более серьёзно. Взамен за малую свободу (возможность строить храмы и молиться в них) демократы с нас потребовали слишком дорогую цену — отдать многострадальную землю нашу на поругание папе и иезуитам, сектантам, гуру, шаманам, ведьмам, извращенцам и проходимцам всех мастей.
Именно этими "загальнолюдськими цінностями" одарили нас "гуманнейшие" Европа с Америкой. Очень щедрая "благотворительность": "на тобі, небоже, що мені не гоже".
Сейчас многим интересующимся людям (и не только христианам) стало понятно, что на развалинах некогда христианской Европы давно царят языческие "свобода" и "вседозволенность". И изменений к лучшему пока не наблюдается.
Нет. С ними православным не по пути. У нас дорога узкая, а у них широкая. У них заботы телесные и душевные, а у нас — духовные. А телесное, ох, как не прочно. Недавняя катастрофа с "гордостью и символом" Нью-Йорка и Пентагона это более чем убедительно показала.
Так неужели снова ринемся на строительство Вавилонской башни, но уже в центре Европы?
ЛИЦОМ К ИСТОРИИ
А вопрос, с кем быть — с католической Польшей, мусульманской Турцией или христианской Россией — у нас однажды решался, и в такой форме, от которой нам так просто отмахнуться нельзя.
В 1654, в Переяславе, не просто был заключён договор о дружбе и воссоединении с Россией. Тогда наш народ, в лице лучших своих представителей от всех городов и селений, от войска Запорожского, от ремесленных цехов и купечества приносили присягу перед крестом Христовым и целовали его, на верность царю и народу Русскому на вечные времена!
Господь наш Иисус Христос, зная человеческое непостоянство, не заповедал ученикам приносить клятвы. Однако, Сам был верным даже до смерти крестной. А мы? В начале ХХ века наш народ, за исключением немногих, от Христа отказался, а в конце — от заветов праотцев. Вот что говорит об этом св. Игнатий Брянчанинов: "Самым тяжким грехом против правды является нарушение клятвы — обещания, сделанного перед лицом святыни — креста и Евангелия.
Страшно бывает наказание от Бога за этот грех и иногда падает не только на самого клятвопреступника, но даже и на его потомков". "Неверный в малом — в большом неверен". Так Господь определил, а мы лишний раз подтвердили справедливость Его слов.
Таким образом, в 1991 году, мы не просто проголосовали за независимость, но ещё и стали клятвопреступниками перед Богом, уподобившись неверному еврейскому народу, много раз предававшего своего Творца.
Мне могут возразить, мол, русские устроили у нас репрессии и голодомор. А может не стоит извращать факты? Ведь сейчас уже известны имена наших палачей. У большинства из них только псевдонимы русские. Может русские и в ГУЛАГе не томились, или наши "патриоты" не знают настоящих фамилий начальников большинства лагерей?
Кроме того — по религии, культуре, традициям и языку — кто нам ближе? Неужели англичане, да французы с немцами?
Так может пришла пора осознать правду, раскаяться и примириться с Богом и народом русским (я не призываю здесь к немедленному соединению, а просто, хотя бы перестать Россию считать нашим недругом №1). И тогда Сам Господь управит "пути народа своего" и даст "мужа по сердцу своему" в правители нам; такого, который не попустит повторения папа-шоу на земле, щедро политой кровью православных предков наших в борьбе против засилья и зверств католиков с униатами, не даст заокеанским миссионерам-дельцам обольщать и грабить крещёных братьев и сестёр наших, не даст колдунам и прочим слугам преисподней править шабаш на Земле Святорусской.
Новые "патриоты" наши всячески приуменьшают и извращают значение Переяславской Рады. Произнося с высоких трибун слова о любви к Украине, её языку, культуре и истории, они фактически, попирают всё, что дорого было предкам нашим. Они предают и главное сокровище народа нашего — Веру Правую, последовательно, с завидной настойчивостью готовя новую унию с раскольниками, самосвятами и греко-католиками (униатами). Возникает естественный вопрос, какие же они патриоты? Они говорят: "Мы клятвы не давали". Ну тогда не надо себя считать потомками славных казаков!
Удивляет и поражает тот факт, что природных украинцев, родившихся и выросших на этой земле, дорожащих её религией, культурой, историей и любящих свой народ, принадлежащих к канонической Украинской Православной Церкви (ибо они справедливо считают, что Христа и его Апостолов следует больше слушаться, чем УНА-УНСО), почему-то упорно называют "москалями". Ну, в таком случае, Шевченко ещё больший "москаль". Ведь он не только принадлежал к Русской Церкви, молился на церковно-славянском, но и целые поэмы написал на "москальском" языке, кроме того, мечтал о союзе всех славянских государств. И как он только посмел? Видно, не учёл, бедный, что его потомки будут "українськіші", чем он.
Неужели мы мудрее предков наших? Какими они были? Какова была их вера? История оставила всему этому множество фактов и свидетельств. Вот одно из них.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
В 1654, судьбоносном году, Антиохийский патриарх Макарий был проездом на Украине, направляясь к царю Московскому Алексию Михайловичу. Его сын, архидиакон Павел Алепский, вёл подробный дневник этого путешествия, который позже лёг в основу книги "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию".
В 1997 году Киево-Печерская Лавра издала отдельной книгой главы, касающиеся Украины.
Для начала, несколько слов об авторе. Мать архидиакона Павла умерла при родах. Отец воспитывал сына, потом принял монашество и был посвящён в сан патриарха Антиохийского. Павел с раннего детства неотлучно находился при отце.
Сама кафедра Антиохийская именовалась, с давних времён, престолом ап. Петра, и находилась, ко времени повествования, в сирийском городе Дамаске.
Когда патриарх Макарий вынужден был, по стеснённым обстоятельствам своей патриархии, отправиться за сбором пожертвований в христианские страны, сын поехал с ним.
Хочу привести ряд мест из этой замечательной книги, ставшей своеобразной летописью истории Украины времён Богдана Хмельницкого.
"...Вся эта страна, называемая Малой Россией (именно так представились наши предки — казаки патриарху и его спутникам) с давних пор и по настоящее время управлялась своими государями... Жители её в правление Василия Македонянина (здесь автор путает Василия Македонянина (ІХв.) с императором Василием, братом царя Константина, при которых (в Хв.) крестился князь Владимир — ф.) были обращены, через него, в христианство. Государем их в то время был Владимир, а столицей — Киев", — так пишет автор в начале повествования.
Путники, перед прибытием на Украину, проехали несколько христианских стран, в частности Валахию и Молдавию. Но именно наша земля больше всего поразила их сердца.
"... Мы переправились на судах через реку Нистрос (Днестр). Высадившись на берег, мы подняли деревянный крест, заказанный нами в Молдавии, на высоком, красном шесте, его нёс один из священников, по принятому в земле казаков обычаю, здесь только перед патриархом носят крест на шесте...".
"На встречу ему (патриарху) вышли тысячи народа, в несметном множестве, (Бог да благословит и умножит их!). То были жители города Рашков... Все пали ниц перед патриархом и стояли на камнях до тех пор, пока не ввели его в церковь. В городе никого не осталось, даже малых детей, все выходили ему навстречу. Нас поместили в доме одного архонта (знатного человека)..."
И так было во время всего путешествия от пограничного Рашкова до российского Путивля. В каждом городе люди ждали владыку и выходили ему на встречу, все до одного.
УСЕРДИЕ К ВЕРЕ
Будучи людьми церковными, путники много места в своём повествовании уделили описанию обычаев церковных; убранству церквей и монастырей, описанию служб, хотя и не обошли вниманием, практически всех сторон жизни наших предков.
"...Накануне четвертого воскресенья по Пятидесятнице мы отстояли у них вечерню, также утреню поутру, а затем обедню, затянувшуюся до полудня. Тут-то впервые мы вступили в топи и борения, и настало для нас время пота и труда, ибо во всех казацких церквах, до земли московитов вовсе нет стасидий (сидений) даже для архиереев. Представь себе читатель: они стоят, как камни, беспрестанно кладут земные поклоны все вместе как бы из одних уст, поют молитвы, и всего удивительнее, что во всем этом принимают участие и малые дети. Усердие их к вере приводило нас в изумление... Но ничто так не удивляло нас, как красота маленьких мальчиков и их пение, исполняемое от всего сердца, в гармонии со старшими.."
"...Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и детей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами.
В течение всего года, по вечерам, начиная с заката солнца, эти сироты ходят по домам, просить милостыни, поя хором гимны Пресвятой Деве..."
"Число грамотных особенно увеличилось со времени появления Хмеля (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти миллионы бесчисленных православных от ига врагов веры проклятых ляхов. А почему я называю их проклятыми? Потому, что они выказали себя гнуснее и злее, чем лживые идолопоклонники, мучая своих христиан, думая этим уничтожить само имя православных..."
"...Они не довольствовались харчем и десятиной с братьев Христа, которых они держали в рабстве, а отдавали их во власть врагов Христа, жестоких евреев... Они не только препятствовали строить храмы и удаляли священников, знающих тайны веры, но даже совершали насилия над их благочестивыми женами и дочерьми. Бог, видя их надменность, коварство и жестокость к их братьям христианам, послал на них своего верного служителя и раба Хмеля..."
ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ С ПОЛЬШЕЙ
Узнав из первых уст подробности войны Украины и Польши, автор пишет: "...Завоевав эти страны, ляхи, по непомерной своей гордости, не захотели поставить им царя, который бы властвовал над ними, но каждый из них, завоевав и покорив какую-либо землю (область), становился её правителем и так шло от отцов и дедов, до сего времени. Над собой они поставили чужестранца и назвали его "кралем", то есть большим баем, назначив ему земли для прокормления. Положение его таково, что он не может вершить никаких дел, ни важных, ни малых, кроме как по их совету и приказу. Когда захотят смещают его и ставят другого по своей воле, но не из своего народа, а чужестранца, дабы он не мог утвердить у них свой род..."
"...Всё это происходит от их заносчивости и гордости, ибо нет на всей земле народа равного им по гордости, надменности и высокомерию..."
"...Покорив всю землю казаков... ляхи стали обращать 40000 казаков в (регулярное) войско, дабы они стерегли их от татар. Однако, дошло до того, что совершенно отменили это постановление, дабы не оставить у казаков силы. Затем они всё увеличивали своё тиранство, и наконец казаки должны были слушать обращённые к ним речи священников-иезуитов..., которые стремились всех (православных) искоренить и сделать, подобно им франками, последователями папы. Сорок лет тому назад они дошли до того, что разрушили все их церкви и прекратили у них священство, и довели своё безобразие и тиранство до такой степени, что сожгли митрополита земли казаков вместе с одиннадцатью епископами и священниками, изжарив их в огне на железных прутьях, думая этим устрашить и запугать казаков, — нечестие и ужасы, каких не совершали в своё время идолопоклонники..."
Ничего не скажешь, большевикам было у кого поучиться.
А разве современные католики и униаты намного толерантнее? Разве не они в 20-30 годах ХХ века, в Польше, уничтожили почти все православные храмы, а в 90-х годах — три православные епархии на Западной Украине?
Далее автор пишет:
"...Когда Зиновий, которого краль ляхов назвал Хмелем, явился и возымел ревность к вере, но поскольку не имел ни силы, ни помощника, ни опоры, то сначала послал просить Василия, господаря молдавского, и Матвея, господаря Валашского, помочь ему во имя веры, они отплатили ему злом, ибо Василий отослал его собственное письмо к своим друзьям ляхам в доказательство верности своей дружбы и вражды к ним Хмеля, а Матвей немедленно отправил к своим друзьям туркам известие о содержании его письма. Хмель, обманувшись в своих надеждах на обоих, неоднократно посылал просить помощи у царя московского Алексия, но последний не захотел внять его просьбе, ибо Хмель был бунтовщиком. Так водится у всех царей.
Когда его надежды на всех рухнули, Творец устроил его дело удивительным образом. Именно, его друг краль условился с ним втайне, что Хмель поднимет восстание, а он, краль, будет помогать ему войском, дабы истребить всех вельмож ляшской земли и ему сделаться государем самодержавным, править самому, а не быть управляемым ими..."
"...Что же сделал Хмель? Взяв с собой своего сына Тимофея он, лет восемь тому назад отправился к казакам, живущим на острове (т.е. к запорожцам) и сговорился с ними...
Так как все подданные были казаки, страдавшие под гнётом тирании и рабства, то они восстали вместе с Хмелем и захватили множество городов. У Хмеля стало до пяти тысяч человек. К нему присоединились много тысяч татар, когда они увидели большую добычу..."
Предводители (коронные гетманы) поляков Вишневецкий, Потоцкий, Калиновский и Комиссари не имели между собой единства и воевали против казаков каждый на своей территории. Это было очень наруку казакам, т.к. против объединённой польской армии им было бы очень не просто воевать.
Вот фрагмент одного из моментов этой войны: "...Рассказывают, что ляхи обчистили все свои жилища и отправились на войну с Хмелем. Раскинув табор и палатки, они вели себя так, как будто вышли на весёлую прогулку, послав сказать Хмелю: "вот мы вышли к тебе навстречу с своими жёнами и детьми и всей пышностью, золотом, серебром, экипажами... мы все стали перед тобой, пожалуй к нам и забери сундуки с золотом: вот они все тут..""
"Бог видя их гордыню и тщеславие внушил Хмелю хитрость, которую он и привёл в исполнение. Именно, в одну ночь казаки отправились туда, где паслись польские кони и, перебив слуг, захватили всех лошадей. Затем удалились и наделали знамён по числу своих коней, т.е. у каждого всадника в руке было по знамени, а всего до 6000..., и ещё до 50000 маленьких барабанчиков. Так они пошли и напали на врагов при утреней заре, когда те спали, считая себя в безопасности! Казаки крикнули среди них и забили во все барабаны; ляхи проснулись, увидели, что со всех сторон их окружают знамёна, бросились искать коней, но слуги сообщили им о случившемся. Тогда они потеряли всякую надежду на спасение и гнев Божий постиг их, ибо они стали избивать друг друга. А их предводитель спрятался под навозную кучу...
Таким образом, казаки завладели всей страной и возвратили её себе, искоренив в ней весь род ляхов, армян и евреев, и Хмель по отношению к ним проявил такие примеры храбрости и воинской хитрости, каких никто не совершал, кроме него..."
ИМЯ ЕГО ХМЕЛЬ
С особой симпатией изображает автор гетмана Богдана Хмельницкого:
"...Имя его Хмель. Какое это прекрасное имя: ловкий! Сами ляхи назвали его Хмелем. Они применили к нему это прозвище по имени растения, которое у них произрастает... Зимой оно обыкновенно засыхает и служит топливом, а когда наступает весна на Пасхе, оно даёт росток и поднимается. Поэтому они и сравнили с ним Хмеля, ибо во время поста (Великого) он прекращает войну и слагает меч и ведёт мирную жизнь у себя дома".
Как тут не вспомнить современных "лицарів" Америки, бросавших бомбы на маленькую Сербию с надписями: "Поздравляем с Пасхой!". Но у них оказывается были "достойные" предшественники. Вот, что об этом пишет архидиакон Павел: "Смотри же, что сделали эти негодяи, не имеющие над собою главы. В нынешнем (1654г.) на Пасхе, именно в ночи на великую пятницу, субботу света и Пасху, они пришли и напали неожиданно на 70-80 базаров в стране казаков, зная, что жители их в эти дни заняты молитвами в своих церквах, и что казаки никогда не берутся за оружие в Великий пост... При этом нападении они избили мечём всех, кого застигли, даже грудных младенцев, распарывали животы у беременных женщин и убежали..."
Услыхав об этом, Хмель послал за ними войско, но их не настигли, а разбили их арьергард, который был весь истреблён вместе с одним иезуитом их подстрекавшим.
Пылающим любовью к папе и католикам не мешало бы хоть в общих чертах ознакомиться с историей этой организации ("Церковью Христовой", после ознакомления с историей, как-то и язык не поворачивается их назвать). Думается, что пыл этой любви и у них очень быстро остыл бы.
Автор продолжает:
"Рассказывают, что царь (Алексий Михайлович) узнав об этом, чрезвычайно разгневался и снарядился в поход против ляхов, ибо кровь мучеников ими убиенных, смешалась с кровью Христа, их Господа, накануне Его честного распятия, вопила об них к Богу".
А вот как описывает архидиакон Павел встречу Богдана Хмельницкого с патриархом Макарием:
"...Мы приближались к большому городу по имени Богуслав. Все шестеро священников города в это время уже ожидали нас..., с войсками было знамя христолюбивого воинственного гетмана Зиновия из чёрной и жёлтой материи полосами с водружённым на нём крестом..." (что-то у наших державных мужей креста и близко не видать).
"...Что касается Хмеля, то он со своими полками стоял вне этого города. Ему прислали известие о нашем приезде... Он подъехал от городских ворот с большой свитой, среди которой никто не смог бы его узнать: все были в красивой одежде с дорогим оружием, а он был одет в простое короткое платье и носил малоценное оружие.
Увидев нашего патриарха издали, он сошёл с коня, что сделали и другие, бывшие с ним, подошёл к нему, поклонился и, дважды поцеловал край его одежды, приложился к кресту и облобызал его правую руку, а наш владыка патриарх поцеловал его в голову... Он тотчас взял под руку нашего владыку патриарха и пошёл с ним шаг за шагом, пока не ввёл его внутрь крепости, при чём плакал... О, читатель! Ты мог бы быть свидетелем разумности его речей, его кротости, покорности, смирения и слёз, ибо он был весьма рад нашему владыке, чрезвычайно его полюбил и говорил: "благодарю Бога, удостоившего меня перед смертью свиданием с твоей святостью". Он много разговаривал с ним о разных предметах и всё, о чём его просил наш патриарх покорно исполнил".
"...Все они (казаки) по их обычаю с бритыми бородами. Таково значение имени "казак", то есть имеющий бритую бороду и щеголяющий усами...
Они все и он (Хмель), от праздника Пасхи до великого заговения обитают в степях в разлуке с жёнами и детьми в целомудрии и совершенной чистоте. В таком положении они находятся из года в год, до сих пор, вот уже восемь лет.
Какой это благословенный народ! Как он многочисленен. Какая (строго) православная вера! Как она велика!..."
История союза Украины с Россией в книге излагается кратко:
"...Когда ляхи, под конец, убедились, что бессильны сладить с Хмелем, то заключили с ним дружеский договор, с целью обмануть его и отравить; но не смогли. Пробовали всякие ухищрения, чтобы умертвить его, но тщетно, ибо Бог был с ним.
Они убили его друга краля, а вместо него поставили его сына..."
"...Когда татары увлеклись жадностью (были подкуплены поляками и совершили предательство, под Берестечком), последний (Хмельницкий) изъявил свою покорность царю московскому. Наконец дело было слажено при посредстве патриарха и по причине ревности москвитов к православной вере..."
БЛАГОДАТНЫЙ КРАЙ
По восточному красочно и с большим мастерством описывает автор землю, быт и обычаи казаков.
"...Каждый город имеет до 40, 50 и более тысяч душ, но дети многочисленнее травы и все умеют читать. Вдов и сирот множество, их мужья были убиты в беспрерывных войнах. Но у них есть хороший обычай: они женят детей юными и по этой причине они многочисленнее звезд и песка морского... Ты увидишь, читатель, в доме каждого человека по десяти и больше детей с белыми волосами; за большую белизну мы называли их "старцами". Они погодки и идут лесенкой один за другим.
...Вблизи каждого города или селения непременно бывает большой пруд (или несколько, расположенных цепочкой) он имеет деревянную плотину..., под ней текут потоки, которые вертят мельницы, так, что жители имеют вместе и воду, и рыбу, и мельницы и ни в чём не нуждаются... Приспособления употребляемые ими для вращения мельниц, изумительные, ибо мы видели мельницу, которая приводилась в движение горстью воды.
Ничто так не удивляло нас, как изобилие у них запасов и птиц, именно кур, гусей, уток, индюшек, которые во множестве гуляют по полям и лесам... Они кладут свои яйца в скрытых местах, потому что некому их искать по причине множества. В этой стране не знают ни хорьков, ни орлов, ни пресмыкающихся, а если изредка и попадаются змеи, то они безвредны.
Нет у них ни воров, ни грабителей..."
Вот бы нам так пожить!
"Что касается их домашних животных и скота, то ты увидишь, читатель, в доме каждого хозяина до десяти видов животных..."
"Что касается их разнородных посевов, то они удивительны и многочисленны, и бывают всевозможных видов..."
Автор продолжает:
"Нам случалось посещать величественные церкви, зимние и летние, с многочисленными сердце веселящими стеклянными окнами, все они выстроены недавно, со времени появления гетмана Зиновия Хмеля (да продлит Господь жизнь его!)..."
"...Имена у казаков мужчин и женщин, все даются в честь самых уважаемых святых".
В этой книге так много интересных и поучительных мест, что не предоставляется в данной статье возможности все их привести. Приходится выбирать лишь отдельные.
КИЕВСКИЕ СВЯТЫНИ
Хочу предложить небольшие фрагменты, касающиеся Киевских святынь.
"Нас поместили в подворье монастыря Бажарска (Печерского), то есть монастыря в честь Успения Богородицы... Имя его знаменито во всём мире, он — слава земли казаков..."
"Знай, что вокруг этого монастыря есть двадцать три церкви, в коих служат монахи, из них те, которые находятся среди садов, назначены для мирян" (главная из них называется великой и посвящается Успению Богородицы).
Что касается монахов:
"...Они предстают перед твоим взором, читатель, очень ласковыми, опрятными, с ясными лицами, одеты всегда в шерстяные мантии, кротки, тихи, крайне воздержаны и целомудренны. У каждого в руках чётки. Что касается пищи, то они едят только раз в сутки. Из кельи в церковь, вот в чём проходит вся их жизнь..."
О посещении пещер:
"...У нас было с собой много свечей. Мы осматривали многочисленные помещения — узкие убогие келии и места, где почивает большое число отцов и владык: они до сих пор остаются в своих гробах, отшельнических одеяниях, в железных узких поясах и мантиях — всё в том же виде со времени (их кончины) доселе, как сказано о них: "дивен Бог во святых своих, и все хотения Его в них"...
Наши умы были поражены этими необычными вещами, ибо каким образом тела их, подобные нашим, доселе остаются нетленными, не распавшимися, в своём природном виде? Их бороды и русые волосы на голове держатся крепко и прекрасны, несмотря на то, что они постоянно находятся в этой мрачной пещере, но светлой от их пребывания в ней... Мы помолились и приложились к отдельным главам, из коих источается миро, они желты, как золото, и лежат в стеклянных сосудах..."
"...Мы нашли у архимандрита Печерского монастыря древние грамоты прежних патриархов константинопольских; содержание их в том, что монастырь независим".
"...Среди настоятелей монастырей (Киева) есть люди учёные, законоведы, ораторы, знающие логику и философию, и занимающиеся глубокими вопросами. Но они не называют Константинопольского патриарха вселенским, а только архиепископом. Касательно этого у них много исследований и обильных свидетельств, так, что они привели нас в большое удивление. Как они, так и вся эта страна, до Московии твёрдо веруют, что патриарх Антиохийский есть обладатель власти вязать и решать и что он древнейший всех патриархов..."
Автор также приводит любопытные исследования одного французского философа, лютеранского вероисповедания (хранящиеся в этом монастыре): "четыре патриарха и пятый папа стали таковыми со времени апостола Петра и прочих апостолов и со времён вселенских соборов. Как известно они оставались долгое время в единении правой веры; напоследок папа отделился от них, т.е. отделился (как член) от тела, или как палец от длани. Итак, подобает повиноваться четырём, но не сему".
И почему современные протестанты, считающие себя последователями Лютера, так не думают?
Далее тот же философ продолжает: "Если папа изъявляет притязания на то, что он наследник ап. Петра, то это более приличествует патриарху Антиохийскому, потому, что ап. Петр в ней сделался патриархом и пользовался великим уважением, в Риме же он был распят".
О храме св. Софии в книге есть следующие строки: "она построена наподобие великой церкви св. Софии в Константинополе. Рассказывали, что татары в древнее время её разрушили и сожгли и она оставалась разрушенной около ста лет (потом она была отстроена в прежнем великолепии, в церкви было до 70 алтарей и прекрасные мозаические фрески)...
...Потом гуньяты (униаты, т.е. греко-католики), русские последователи папы снова разрушили её. Они выломали все плиты её пола и поместили в своих церквях.
Когда её разрушили упомянутые ляхи, она оставалась в развалинах около 70 лет, пока не появился вечной памяти Петр, по прозванию Могила, брат Моисея, господаря Молдавии. Сделавшись митрополитом стран русских, он постарался по силе возможности реставрировать её и привести её в теперешний вид. Бог да помилует его".
А вот и об иезуитах:
"Иезуиты не довольствовались тем, что уже имели ляхи, но хотели уничтожить весь род казаков, отнять Печерский монастырь и св. Софию (интересное совпадение, что и Иоанн Павел ІІ именно в эти святыни так стремился, а в св. Софии даже намеревался служить — Ф.)".
"...О неверные! О, враги истинной веры. Вы ставить врагов веры господами над христианами, дабы угнетая их насильно перетянуть к своей вере.
Почему вы не проповедуете безбожным евреям и не крестите их в свою веру. Вы принуждаете казаков, кои суть христиане, к молитве с вами, в ваших церквях.
Но апостолы в древности проповедовали только народам "заблудшим и неверным и израильтянам..."".
Как всё это знакомо. Воистину прав Экклезиаст: "Нет ничего нового под солнцем". Только методы стали более изощрёнными. Снова у нас хозяйничают иноверцы, снова проповедует папа с иезуитами, снова лестью заманивают на совместные молитвы. А где же новый Хмель?
Укрепи, Господи, нас и соотечественников наших в стоянии за правду Христову, не дай прельститься подачками новых "народолюбцев", не дай устрашиться перед лицом всемирной апостасии, а сохрани малое стадо своё, на земле нашей, до скончания века. Аминь.
р.Б. Фотиния, г. Винница
Комментариев нет:
Отправить комментарий