Translate

18 ноября 2013 г.

Над детьми провели "антисоциальный" эксперимент

Суть эксперимента заключалась в том, что его участник соглашался провести 8 часов в полном одиночестве без каких-либо средств коммуникации (телефона, интернета), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор
Взамен ему были доступны такие занятия, как подвижные игры, чтение, письмо, рисование, лепка, пение, музицирование и т. д.
Участников в специальном блокноте попросили описывать все то, что с ними происходило: действия, мысли, состояние. При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.
В эксперименте участвовало 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.
В итоге, довели эксперимент до конца, то есть восемь часов пробыли наедине с собой, трое подростков: два мальчика и девочка. Семеро выдержали пять и более часов. Остальные — меньше.
Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: "Я больше не мог", "Мне казалось, что я сейчас взорвусь", "У меня голова лопнет".
У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение "шевеления" волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты "панической атаки". У троих возникли суицидальные мысли.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Что делали подростки во время эксперимента? Готовили еду, ели; читали или пытались читать; делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники); смотрели в окно или шатались по квартире; вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет); складывали головоломки или конструктор "Лего"; рисовали или пытались рисовать; мылись; убирались в комнате или квартире; играли с собакой или кошкой; занимались на тренажерах или делали гимнастику; записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге; играли на гитаре, пианино (один — на флейте); трое писали стихи или прозу; один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах; одна девочка вышивала по канве; один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать; один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км; одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк; одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились "дурацкие" мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания "зависимость", "получается, я не могу жить без...", "доза", "ломка", "синдром отмены", "мне все время нужно..." и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно "рассмотреть" из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения "странных" мыслей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий